Особенности самостоятельной работы студента с учебно-методическим комплексом

Читаемые в МИЭП лекционные курсы, технологическое сопровождение УМК органично связаны с самостоятельной работой студента по выполнению проблемно-тематических курсов и практических заданий. Их качество обеспечивается привлечением преподавателей, ученых, специалистов имеющих серьезные научные разработки в конкретных областях знания.


Работа с учебно-методическим комплексом – это большой и серьезный труд. Для того чтобы чувствовать себя уверенно в профессиональной деятельности недостаточно изучить основные положения дисциплины, необходимо разобраться в сложных научных проблемах, как теоретических, так и практических, самостоятельно приходить к выводам и решениям, уметь применять компаративистику и анализировать собственные ошибки и неудачи.


Именно для этого в МИЭП и применяется проблемно-поисковое образование, позволяющее студенту почувствовать себя профессиональным менеджером в проблемной ситуации.


В процессе изучения дисциплины обучающемуся необходимо изучить все источники, основную и дополнительную литературу, образовательные сайты Интернета, рекомендованные в УМК; получить необходимые консультации у преподавателя; активно использовать материалы и учебные средства, дополняющие УМК – видеолекции, вебинары, пакеты прикладных программ, тренировочные тесты.


В самостоятельной работе с УМК существенную помощь обучающемуся окажет комплекс образовательных услуг:

  • библиотека, укомплектованная новейшей учебной и научной литературой, а также прессой;
  • университетская электронная библиотека студента online;
  • размещённые в системе «Прометей» комплексы учебно-методических пособий по каждой дисциплине, включающие проблемно-тематические курсы, планы-конспекты лекционных курсов, консультационные курсы, а также все необходимые методические материалы.

Самостоятельная работа в ряде случаев вызывает трудности по выполнению тех или иных проблемно-поисковых или практических заданий ПТК, выполнению курсовой работы, в подготовке к итоговому тестированию. Для этого в МИЭП применяется система консультирования:

  • консультационные курсы;
  • видеоконсультации;
  • консультирование преподавателем по письменному запросу студента.

В ходе консультации студент получает от преподавателя дополнительную информацию, необходимую для решения познавательных задач и выполнения проблемно-поисковых и практических заданий. Студент вправе обратиться к преподавателю с любым уточняющим вопросом по заданиям, сформулированным в ПТК.


Необходимо сформулировать накопившиеся в процессе самостоятельной работы вопросы и в письменном виде представить в деканат (методисту) для передачи преподавателю в сроки, достаточные для подготовки преподавателя к консультации. Таким образом, предметом консультирования являются конкретные затруднения, с которыми сталкивается студент в ходе освоения ПТК и выполнения практических заданий (содержательные, процедурно-логические, технические).


Цель консультации – оказание помощи в самостоятельном преодолении возникающих затруднений (но не автоматическом их снятии). Консультация может включать в себя дополнительное информирование по проблеме, разъяснение термина, обнаружение процедурно-логической ошибки в рассуждениях студента, рекомендации по новейшей литературе и нормативным документам и т.д.


Нетрадиционным и новым элементом обучения студентов в МИЭП является коллоквиум. Проводятся коллоквиумы по конкретным вопросам проблемно-тематического курса в форме беседы преподавателя со студентами. В процессе занятия выясняется степень усвоения студентами базовых понятий и терминов по важнейшим темам ПТК и умение студентов применять полученные знания для решения конкретных проблемно-поисковых заданий.


Проводятся коллоквиумы по следующей схеме:

  • заранее сообщается тема коллоквиума и рекомендуется обратить внимание на те или иные проблемно-поисковые задания ПТК. Во время коллоквиума проблемная ситуация задается в форме вопроса типа «почему?», «как?», «в чем причина, связь этих явлений?» и т.д. При этом учитывается, что проблемным может быть только вопрос, требующий интеллектуальной работы по решению новой задачи.
  • заранее сообщается весь комплекс терминов, понятий, без которых невозможно решение проблемно-поисковых заданий, и рекомендуются необходимые для использования источники и литература. Во время коллоквиума преподаватель оценивает эффективность работы студентов по изучению поставленных перед ними проблем и решению конкретных задач.

Подготовка к коллоквиуму организуется таким образом, чтобы студент провел значительную самостоятельную, внеаудиторную работу.